• г. Нижний Новгород, ул. Красносормовская, дом. 4Б
  • +7(904)-929-03-65
 

­­Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа № 156 им. Б.И. Рябцева" дополнительное образовательное объединение 

Описание изображения

 
Вопросы и ответы 
 
  • С какого возраста стоит отдавать ребенка в художественную гимнастику? 

У нас есть группа раннего физического развития, где детей подготавливают к занятиям спортом. Приводят детей с 3-х лет. Я считаю, что это полезно. Осознанно дети начинают заниматься художественной гимнастикой, когда идут в школу.. Потому что, если голова не соображает, то ручки и ножки просто не сделают так, как надо. Когда родители говорят, что их детки с 4-х лет занимаются художественной гимнастикой, то они глубоко ошибаются. Да, мы принимаем в секцию художественной гимнастики, но как таковой они художественной гимнастикой не занимаются, они осваивают начальную подготовку для занятий художественной гимнастикой.Настоящая художественная гимнастика начинается с того момента, когда гимнастка начинает чувствовать свое тело и предмет, когда она может и телом, и предметом выразить музыку. Очень долго спорили - художественная гимнастика, это спорт или искусство. А чувствовать и владеть и телом, и предметом девочки обычно начинают лет с 13, 14 .Остальное время – это обучение!

  • Какого ребенка Вы не возьмете на занятия по художественной гимнастике? 

Однозначно – больного, со сколиозом. Многие именно со сколиозом идут в художественную гимнастику, т.к. «посоветовали». Я сразу им говорю, что это не лечебная гимнастика. Да, она может в каких-то случаях помочь, выправить позвоночник, а в каких-то наоборот усугубить ситуацию. В первую очередь ребенок должен быть здоровым. 

  • Лишний вес тоже является ограничением? 

Лишний вес тем более. Конечно, у нас есть несколько детей, у которых лишний вес, хотя я родителям сразу сказала – просто для здоровья два – три раза в неделю, на большее рассчитывать не стоит. 

  • А если лишний вес уйдет в результате тренировок? 

Не уйдет, т.к. дело не в физических нагрузках. Родители приводят детей в надежде, что физическими нагрузками смогут решить проблему с лишним весом у ребенка, а на самом деле в большинстве случаев все проблемы из-за неправильного питания ребенка. Когда мы приезжаем в наш летний спортивный лагерь, то многие дети начинают жаловаться «я не ем суп, я не ем овощи». Не едят не потому, что не нравится, а потому, что дома их к этому не приучили, не приучили к нормальной здоровой пище. Когда детей начинаешь грамотно правильно кормить, не даешь им перекусывать булочками и конфетами между основными приемами пищи, то они худеют – за две недели лагеря по 3 килограмма сбрасывают. 

  • Когда можно будет понять – станет ли ребенок звездой художественной гимнастики или это будут занятия «для здоровья»? 

Очень часто родители своими амбициями забивают ребенка и не дают ему возможности показать себя. Вот приводят они ребенка – чисто внешне удивительно красивого... ( Вообще внешний вид играет огромное значение в художественной гимнастике) красивый ребенок – замечательно, но ведь ребенок должен быть «с головой» – у девочки должна быть хорошая координация, зрительная память, она должна быстро запоминать, улавливать. Такое сочетание встречается нечасто: допустим, у ребенка отличные внешние данные, но запомнить ничего не может – все, можно ставить крест. 

  • А наоборот бывает – все запоминает, но внешние данные не очень? 

Да, бывает – такие дети, как правило, добиваются больших успехов. Вообще, часто родители слишком рано начинают думать, что их ребенок звезда. Да, она выиграла первое место на юношеских соревнованиях, но это еще ни о чем не говорит. Некоторые дети сразу уловили смысл, дали хороший старт, но встали на одном месте, а другие будут целый год работать, зато потом, когда они усвоят, делают такой большой скачок, что первым их просто не догнать.Во-вторых, сейчас гимнастика воспринимается как очень дорогой вид спорт. Он и всегда считался элитным. Отсев из-за финансовой стороны дела идет постоянно, потому что родители поначалу не понимают, что оплата занятий – это только полдела. Если они не готовы вкладывать в ребенка, то не смысла заниматься. Скажем, купальники дорогие – на самую маленькую кроху купальник будет стоить 7-8 тысяч рублей, для детей постарше купальники идут от 14 тысяч. Стоимость купальников для выступлений доходит до 50 тысяч рублей. Предметы также дорогие. От качества предмета зависит очень многое. 

  • С предметами понятно – их качество напрямую влияет на результат, а купальник может быть не таким дорогим? Ребенок очень талантливый, но выступает в среднем купальнике. 

В жюри есть бригада артистизма, и когда выходит красивая девочка, то Вы проникаетесь к ней. Она может технически что-то завалить, но с точки зрения артистизма будет смотреться здорово – просто, потому что красивая. А иногда выходит девочка толстенькая, кривоногая, и вроде делает как надо, но эстетически проигрывает. К сожалению, у нас вид спорта такой жестокий, что девочки способные, но без внешних данных проигрывают. 

  • Получается, что посмотреть на ребенка и сказать, что он будет звездой – нельзя. 

Это будет просто неправильно. Все зависит от труда и от здоровья. Чтобы добиться результатов, хотя бы выступать на международных турнирах, нужно тренироваться минимум 8 часов в день. 

  • 8 часов в день? 

 Простые гимнастки, тренируются 4-5 часов в день. Это титанический труд. Вы не представляете, как дети в кровь разбивают ноги, пальцы, в синяках ходят, в ссадинах. Вот летят две булавы, каждая по 150 грамм, их бросают 6-7 метров вверх. А ведь может попасть в зубы, может в глаз.Одна мама привела девочку: «Как здорово, художественная гимнастика, все замечательно», а потом отказались заниматься: «Мы не думали, что у Вас так трудно. Вот Кабаева, она так улыбается, когда выступает». Мы всех учим улыбаться, потому что это спорт такой: ты всем своим телом должен выражать эмоции, быть артистичным.Непросто улыбаться при таких нагрузках. Это выдержка, спокойствие. Сложно, конечно. Многие бросают занятия по причине проблем со здоровьем. Часто бывают проблемы с позвоночником, особенно когда организм идет в сильный рост, начинают болеть суставы, не все выдерживают. 

  • Одни родители просто хотят видеть ребенка гибким и подтянутым, другие же ориентированы на результаты и звания. Как в этом случае строится работа с детьми? 

Это вначале говорят, что хотят просто стать гибкими и подтянутыми. Прозанимавшись год-два 99,9% из них начинают хотеть результатов – все амбициозны.В одном разряде выступают до 50 человек, призовых мест всего 3. Не могут все быть успешными. Хотя мы стараемся вывозить всех гимнасток на соревнования, чтобы дать детям возможность показать себя.Многие мои знакомые руководители детских творческих студий, клубов отказываются от участия в соревнованиях как раз по этой причине – призовых место всего три, а дети очень ранимые, очень глубоко переживают поражения. Они предпочитают более спокойную жизнь, чтобы не травмировать своих детей. У нас родители просто уходят к другим тренерам, если их дети не участвуют в соревнованиях. Они приходят и сразу спрашивают: «На каком уровне мы участвуем в соревнованиях? Где? Как?». 

  • Т.е. большая часть родителей все-таки ориентированы на звания, на победы? 

В большинстве своем да. А спорт-то жестокий сам по себе. Многие дети так и не доходят до больших результатов. Внутри клуба да, но не более того. На вопросы родителей по этому поводу мы популярно объясняем, что не всем это дано. 

  • Как в таком случае реагируют родители? 

Знаете, как говорят: «Когда ребенок учится хорошо, то это заслуга ребенка, а если плохо, то виноват учитель». Резко конечно, но в основном это так. Чаще всего родители обижаются, уходят к другому тренеру, если туда берут (как правило, не берут). Понимаете, если растянуть можно любого, растянуть грамотно, без последствий, то позвоночник-то мы ломать не будем. Мы с помощью упражнений можем сделать его более гибким, но у каждого есть свой предел этой самой гибкости. Хотя, даже в таких случаях мы стараемся дать ребенку шанс: не хватает гибкости, но может хорошо прыгать, значит будем включать в программу сложные прыжки. 

  • Как сделать так, чтобы соревнования стали стимулом для ребенка? Ведь действительно не все могут победить. Ну, раз он проиграл, второй раз ничего не занял – на третий раз он может просто отказаться. 

Должен быть психологический настрой со стороны родителей и тренера, конкретная цель на каждое соревнование. Если нужно, чтобы ребенок победил, и он готов к этому, то ты настраиваешь его: «Эти соревнования для тебя очень важны, ты должна показать себя, ты можешь это». А есть соревнования, на которых просто обкатывается новая программа. Потому что бывает так, что от выступления к выступлению повторяется одна и та же ошибка, в одном и том же элементе – ребенок застопорился на одном месте. Есть соревнования, когда ребенок знает, что не выиграет, т.к. там дети сильнее, но нужно приблизиться к ним. Т.е. цели разные, разные задачи. А бывают соревнования, где не важно, кто какое место займет – главное выполнение разряда. Т.е. главное – набрать нужное количество баллов. Ребенок может не стать призером в таких соревнованиях, но он наберет баллы для разряда. 

  • Получается, что есть соревнования за места, а есть на выполнения разряда? 

Конечно. Тут все зависит от того, как тренер настроит ребенка, как родители все ему преподнесут. Но к сожалению, если цели и задачи тренера и родителей не совпадают, если они работают не в тандеме, то пиши пропало. Ведь бывает так, что родители нацеливают ребенка на достижение каких-то результатов, на какие-то места, а ребенок просто не готов, еще не умеет делать этого. Такие моменты очень сложные для него психологически.Есть дети, которые в 6 лет начали заниматься, есть те, которые пришли в 7-8. На первом этапе имеет большое значение, когда ребенок начал заниматься. Это потом они уже уравниваются. Ну и дружба с головой играет свою роль. Как правило, двоечников-троечников у нас нет, все хорошо учатся в школе. 

  • Кстати, по поводу отличников – если гимнастки занимаются по 5-8 часов в день, то когда они успевают учиться? 

Дети 3-5 лет занимаются 3 раза в неделю по часу. Потом уже смотрим по детям: длительность тренировок постепенно увеличивается – до 1,5 часов, потом до 2-3 часов. К 8-9 годам дети, обычно, тренируются уже 6 раз в неделю по 3-4 часа, но, опять же, все зависит от ребенка. 

  • Очень часто бывает так, что столкнувшись с первыми трудностями, скажем, с той же растяжкой, ребенок начинает хныкать. Бывает даже, что отказывается продолжать занятия. Как вы в таких случаях поступаете? 

Без растяжки никак, через это все проходят. Да это больно, да сложно. Нужно уговаривать, нужно заставлять. Дело в том, что если ребенок не растянется, то на художественной гимнастике можно ставить крест. Самое трудное растянуться на шпагат и чуть-чуть больше – это самое больное, а вот дальше – уже удовольствие, уже получаешь удовольствие от растяжки.

  • Сколько может понадобиться времени, чтобы сесть на шпагат, без травм? 

Все зависит от эластичности мышц – у каждого человека это индивидуально. Некоторые садятся на шпагат в первый же месяц тренировок. 

  • Программа выступления, набор элементов – это похоже на симбиоз творчества с математикой. 

Можно сказать и так. Для каждой девочки я подбираю музыку, которая будет ей нравится, будет подходить к ее характеру. Потом я расписываю элементы, которые нам нужны, потом накладываем это на музыку, чтобы все было гармонично. 

  • Гимнастки принимают участие в составлении программы выступлений? 

Более взрослые гимнастки принимают, а те, кто помладше – нет. Тут больше работает метод проб и ошибок. Мы ищем характер, что вначале очень сложно. 

  • Расскажите, пожалуйста, о соревнованиях по художественной гимнастике. 

В своей школе я стараюсь проводить соревнования 2-3 раза в год: в декабре, перед Новым годом, в феврале и в конце мая, подводя итоги уходящего учебного года. Новички участвуют именно в таких соревнованиях. Если говорить о городских или областных соревнованиях, различных турнирах, то их достаточно много, поэтому, обычно, решение об участии принимает непосредственно тренер. Мы ездим по разным городам, нас много куда приглашают. Конечно, тут многое зависит от финансовых возможностей родителей. 

  • Что дает гимнастика девочкам? 

Очень многое. Это и осанка, и поведение. Девочки приобщаются к культуре, учатся хорошим манерам. Все наши гимнастики очень аккуратные, очень опрятные. Те же уроки хореографии не проходят даром: привычка постоянно следить за своими движениями, за положением тела и дают эту грациозность, это умение держать себя. 

  • Можно сказать, что гимнастика воспитывает характер. 

Да, воспитывает: я смогу, я добьюсь, я докажу. Люди, которые в зале доказывают и себе и окружающим, что они лучшие – они и потом и в жизни добиваются очень многого. Умение не спасовать в нужный момент – это очень важное качество.  

  • У гимнасток есть летние каникулы или тренировки продолжаются в течении всего года? 

Каникулы – 20 дней в летний период. Если гимнастки будут отдыхать по 3 месяца, то можно завязывать с этим делом – все, что мы растянули и разогнули, пропадет.  У нас очень много того, что нам нужно осваивать с предметами, элементы с телом, которые нужно прорабатывать, на что у нас нет времени, т.к. зал мы арендуем на конкретное время. В лагере же мы находимся целый день. Там у нас с 07:00 до 09:30 тренировка, в 10:00 завтрак, с 11:00 до 13:30 тренировка, в 14:00 обед,потом тихий час – все спят без задних ног, с 17:00 до 19:30 третья тренировка, в 20.00 ужин ,а вечером с 21:00 до 23:00 разные культурно-развлекательные мероприятия, либо четвертая тренировка. 

  • Что самое сложное в работе тренера? 

Общаться с родителями. Дети хотят не трудясь стать чемпионами. А родители хотят воплотить свои несбыточные мечты. От родителей зависит очень многое – будет ли заниматься ребенок, чего он достигнет. Прежде чем добиться успеха, нужно всем хорошо потрудиться – и ребенку, и родителю, и тренеру. 

  • Получается, что успех ребенка в художественной гимнастике зависит от трудолюбия не только ребенка, но и родителя? 

Это очень большое трудолюбие. Взять хотя бы необходимость возить ребенка на занятия – 2 раза в неделю по часу. Т.е. нужно приехать отвезти ребенка, потом приехать забрать. Через какое-то время они занимаются уже 5 раз в неделю по 3 часа, т.е. родитель 5 раз в неделю приезжает с работы. Приходится бросить все и посвятить себя художественной гимнастике. А соревнования? Многие родители говорят, что они не могут прийти на занятие в субботу или в воскресенье, т.к. они на выходные уезжают. Извините, если Вы пошли в художественную гимнастику, то придется делать выбор. Мы, тренеры, в течение года работаем, практически, без выходных. 

  • Вы строгий тренер? 

Тренер должен быть строгим, как и любой учитель. В воспитании должна быть строгость, но не жестокость. Если с ребенка не будешь требовать – ничего он делать не будет. Всем нравится, когда с ним ути-пути, но результата в этом случае не будет. А мы ставим задачу, и тут плачь – не плачь, а делать нужно. И конечно, тренер должен быть образцом, примером для подражания. Я вспоминаю своего тренера: мне всегда нравилась ее интеллигентность, ее внешность, как она общается, как она держит себя. Я хотела быть похожа на нее. 

  • Дайте, пожалуйста, совет родителям, которые сомневаются – вести ли своего ребенка в художественную гимнастику. 

Я хочу сказать, что если родители решили отдать ребенку в художественную гимнастику, то они должны жить этой гимнастикой, в первую очередь, сами. Потому что у всех выходные, а у нас соревнования, у всех отпуск, а нам в лагерь ехать нужно. Им нужно запастись терпением, потому что обучить чему-либо ребенка – это долгий процесс. А когда будет трудно – не пасовать, а идти дальше, т.к. трудно бывает очень часто. Им нужно научиться не идти на поводу у ребенка, особенно если тренер говорит, что у ребенка талант. Не зацикливаться на первых местах, т.к. дети, которые даже не занимают призовых мест, которые даже закончили на 1-м разряде, прекрасно двигаются, они красивые, они стройные, они прекрасно чувствуют музыку, они гордятся собой – для жизни это много дает. И, конечно, очень важно, что в переходный сложный период девочки находятся не где-то, а занимаются в зале.